Какой асфальт применить?

Как выбрать асфальт?

 

Для того, чтобы понять, какую асфальтобетонную смесь асфальт нужно применить в том или ином случае, мы разработали простую и понятную схему последовательных действий:

  1. Определение асфальтобетонной смеси асфальта в зависимости от температуры в момент асфальтирование;
  2. Определение пористости асфальта в зависимости от слоя;
  3. Определение дорожно-климатической зоны;
  4. Определение категории  автомобильной дороги;
  5. Определение марки смеси асфальта;
  6. Определение вида минеральной составляющей асфальтобетонной смеси асфальта;
  7. Определение типа асфальта в зависимости от минеральной составляющей;
  8. Определение асфальтобетонной смеси асфальт в зависимости от крупности зерен минеральных составляющих.

1. Определение асфальтобетонной смеси асфальта в зависимости от температуры в момент асфальтирование.

Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

  • горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;
  • холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

Одно из основополагающих условий, которое содержится во всех нормативных документах — соблюдение температурного режима при асфальтирование дорог.  Укладывать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей можно только при температуре окружающей среды не ниже +10 градусов в осенний сезон и не ниже +5 градусов в весенний. Холодный асфальт применяется в основном в зимнее время года. Температура его укладки рекомендована изготовителем и в некоторых случаях достигает до -25 °С.

Кроме того, работы можно проводить только в сухую погоду.

 2. Определение пористости асфальта в зависимости от слоя.

 Асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:

  • высокоплотные;
  • плотные;
  • пористые;
  • высокопористые.

Пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

3. Определение дорожно-климатической зоны.

Таблица 1.  Дорожно-климатические зоны.

Дорожно-климатические зоны

Примерные географические границы и краткая

I Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска — Канск — госграница — Биробиджан — Де-Кастри. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
II От границы I зоны до линии Львов — Житомир — Тула — Горький — Устинов — Кыштым — Томск — Канск до госграницы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
III От границы II зоны до линии Кишинев — Кировоград — Белгород — Куйбышев — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
IV От границы III зоны до линии Джульфа — Степанакерт — Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км от линии Уральск — Актюбинск — Караганда и до северного побережья озера Балхаш. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов
V Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

 4. Определение категории автомобильной дороги.

Таблица 2. Категории автомобильных дорог.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м
Автомагистраль IA 4 и более 3,75
Скоростная дорога 4 и более 3,75
Дорога обычного типа(нескоростная дорога) 4 и более 3,75
II 4 3,5
2 или 3 3,75
III 2 3,5
IV 2 3,0
V 1 4,5 и более
  1.  Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

5.  Определение марки смеси.

Таблица 3. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц.

Дорожно-климатическая зона  Вид асфальтобетона Категория автомобильной дороги
I,II III IV
Марка смеси Марка смеси Марка смеси
I Плотный и высокоплотный I II III
II, III Плотный и высокоплотный I II III
Из холодных смесей I II
IV, V Плотный I II III
Из холодных смесей I II

6. Определение вида минеральной составляющей асфальтобетонной смеси.

Асфальтобетонные смеси (далее — смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на:
     

  • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
  • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
  • щебеночно-мастичные (отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения — верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
  • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

7. Определение типа асфальта в зависимости от минеральной составляющей.

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:

А-с содержанием щебня св. 50% до 60%;

Б-с содержанием щебня(гравия)св. 40% до 50%;

В-с содержанием щебня(гравия)св. 30% до 40%.

Щебеночные и гравийные холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.

Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

Г и Гх — на песках из отсевов дробления;

Д и Дх — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.

 8. Определение асфальтобетонной смеси в зависимости от крупности зерен минеральной составляющей. 

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

  • крупнозернистые-с размером зерен до 40 мм, такая смесь используется для обустройства нижнего слоя дорожного покрытия ;
  • мелкозернистые-с размером зерен до 20 мм, такой асфальт предназначен для укладки дорожного покрытия проезжей части. В случае с двухслойным покрытием используется в качестве верхнего слоя;
  • песчаные- с размером зерен до 10 мм, используется для мощения пешеходных дорожек и тротуаров, состоит преимущественно из песка, щебня мелкой фракции, битума и минерального порошка.