Как выбрать асфальт?
Для того, чтобы понять, какую асфальтобетонную смесь асфальт нужно применить в том или ином случае, мы разработали простую и понятную схему последовательных действий:
- Определение асфальтобетонной смеси асфальта в зависимости от температуры в момент асфальтирование;
- Определение пористости асфальта в зависимости от слоя;
- Определение дорожно-климатической зоны;
- Определение категории автомобильной дороги;
- Определение марки смеси асфальта;
- Определение вида минеральной составляющей асфальтобетонной смеси асфальта;
- Определение типа асфальта в зависимости от минеральной составляющей;
- Определение асфальтобетонной смеси асфальт в зависимости от крупности зерен минеральных составляющих.
1. Определение асфальтобетонной смеси асфальта в зависимости от температуры в момент асфальтирование.
Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:
- горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;
- холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.
Одно из основополагающих условий, которое содержится во всех нормативных документах — соблюдение температурного режима при асфальтирование дорог. Укладывать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей можно только при температуре окружающей среды не ниже +10 градусов в осенний сезон и не ниже +5 градусов в весенний. Холодный асфальт применяется в основном в зимнее время года. Температура его укладки рекомендована изготовителем и в некоторых случаях достигает до -25 °С.
Кроме того, работы можно проводить только в сухую погоду.
2. Определение пористости асфальта в зависимости от слоя.
Асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:
- высокоплотные;
- плотные;
- пористые;
- высокопористые.
Пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.
3. Определение дорожно-климатической зоны.
Таблица 1. Дорожно-климатические зоны.
Дорожно-климатические зоны |
Примерные географические границы и краткая |
I |
Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска — Канск — госграница — Биробиджан — Де-Кастри. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов |
II |
От границы I зоны до линии Львов — Житомир — Тула — Горький — Устинов — Кыштым — Томск — Канск до госграницы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов |
III |
От границы II зоны до линии Кишинев — Кировоград — Белгород — Куйбышев — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы |
IV |
От границы III зоны до линии Джульфа — Степанакерт — Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км от линии Уральск — Актюбинск — Караганда и до северного побережья озера Балхаш. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов |
V |
Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов |
4. Определение категории автомобильной дороги.
Таблица 2. Категории автомобильных дорог.
Класс автомобильной дороги | Категория автомобильной дороги | Общее количество полос | Ширина полосы движения, м |
Автомагистраль | IA | 4 и более | 3,75 |
Скоростная дорога | IБ | 4 и более | 3,75 |
Дорога обычного типа(нескоростная дорога) | IВ | 4 и более | 3,75 |
II | 4 | 3,5 | |
2 или 3 | 3,75 | ||
III | 2 | 3,5 | |
IV | 2 | 3,0 | |
V | 1 | 4,5 и более |
- Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
- Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
5. Определение марки смеси.
Таблица 3. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц.
Дорожно-климатическая зона | Вид асфальтобетона | Категория автомобильной дороги | ||
I,II | III | IV | ||
Марка смеси | Марка смеси | Марка смеси | ||
I | Плотный и высокоплотный | I | II | III |
II, III | Плотный и высокоплотный | I | II | III |
Из холодных смесей | — | I | II | |
IV, V | Плотный | I | II | III |
Из холодных смесей | — | I | II |
6. Определение вида минеральной составляющей асфальтобетонной смеси.
Асфальтобетонные смеси (далее — смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на:
- песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
- полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
- щебеночно-мастичные (отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения — верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
- резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).
7. Определение типа асфальта в зависимости от минеральной составляющей.
Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:
А-с содержанием щебня св. 50% до 60%;
Б-с содержанием щебня(гравия)св. 40% до 50%;
В-с содержанием щебня(гравия)св. 30% до 40%.
Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:
Г и Гх — на песках из отсевов дробления;
Д и Дх — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.
8. Определение асфальтобетонной смеси в зависимости от крупности зерен минеральной составляющей.
Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:
- крупнозернистые-с размером зерен до 40 мм, такая смесь используется для обустройства нижнего слоя дорожного покрытия ;
- мелкозернистые-с размером зерен до 20 мм, такой асфальт предназначен для укладки дорожного покрытия проезжей части. В случае с двухслойным покрытием используется в качестве верхнего слоя;
- песчаные- с размером зерен до 10 мм, используется для мощения пешеходных дорожек и тротуаров, состоит преимущественно из песка, щебня мелкой фракции, битума и минерального порошка.